Органоны-интеграторы

С 2013 года в Центре перспективных методологий ИНИОН РАН при поддержке РФФИ  реализуется проект «Разработка интеграционных методов и методик фундаментальных социально-гуманитарных исследований».

О проекте

Специфика, возможности и ограничения отдельных дисциплин и научных направлений в значительной, если не решающей мере зависят от соотношения их предмета и метода. При этом общая структура социально-гуманитарного знания характеризуется наличием различных его уровней или «этажей». Они создаются субдисциплинарными, дисциплинарными, междисциплинарными и трансдисциплинарными исследованиями. На каждом этаже свое сочетание и соотношение, свои «пропорции» внимания и учета предмета и метода. В целом предметность имеет тенденцию нарастать при движении к дисциплинарным и субдисциплинарным исследованиям, а методологичность – к трансдисциплинарным исследованиям.

В рамках трансдисциплинарных исследований формируются методологические комплексы или органоны социально-гуманитарного знания, которые обладают мощным интеграционным потенциалом.

В настоящее время внимание сфокусировано на интеграционном потенциале 4 органонов:

  • математика
  • семиотика
  • морфология
  • компаративистика.

Образование органов связано с их «очищением» от предметности. Однако не менее важно «насыщение» органонов-интеграторов предметностью в ходе конкретных научных исследований.

Различные органоны-интеграторы обладают своим специфическим соотношением тенденций очищения и насыщения предметностью. Так, математика дозировано и выборочно осуществляет насыщение. Общая семиотика и общая морфология фактически остаются лишь потенциальными методологическими конструкциями, а конкретные исследования сильно отягощены предметностью. Компаративистика в этом отношении занимает промежуточное положение.

Производится оценка возможностей отдельных органонов, выработка рекомендаций по адекватному развитию каждого из органонов на всех основных уровнях научных исследований от трансдисциплинарного до субдисциплинарного.

Подробнее см. статью М. В. Ильина «Методологический вызов. Что делает науку единой? Как соединить разъединенные сферы познания?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий